Архангелы - Слово это
греческого происхождения и
переводится как «ангелоначальники»,
«старшие ангелы». Термин "Архангелы"
появляется впервые в грекоязычнон
иудейской литературе
предхристианского времени (греч.
извод "Книги Еноха" 20, 7) как
передача выражений вроде ("великий
князь") в приложении к Михаилу
ветхозаветных текстов (Дан. 12, 1);
затем этот термин воспринимается
новозаветными авторами (Иуд. 9; 1 Фесс.
4, 16) и более поздней христианской
литературой. Согласно христианской
небесной иерархии, они занимают
место непосредственно над ангелами.
Религиозная традиция насчитывает
семь архангелов. Главный здесь
Михаил-архистратиг (греч. «верховный
военачальник») — предводитель
воинств ангелов и людей в их
вселенской битве с Сатаной. Оружием
Михаила служит пламенный меч.
Архангел Гавриил известен более
всего участием в Благовещении Деве
Марии о рождении Иисуса Христа. Как
вестника сокровенных тайн мира, его
изображают с цветущей ветвью, с
зеркалом (отражение тоже способ
познания), а иногда со свечой внутри
светильника — тот же символ
сокрытого таинства.
Архангел Рафаил известен как
небесный целитель и утешитель
страждущих.
Реже упоминаются четыре других
архангела.
Уриил — это небесный огонь,
покровитель тех, кто посвятил себя
наукам и искусствам.
Салафиил — имя верховного
служителя, с которым связано
молитвенное вдохновение. На иконах
его пишут в молитвенной позе, с
крестообразно сложенными на груди
руками.
Архангел Иегудиил благословляет
подвижников, охраняет их от сил зла.
В правой руке у него золотой венец
как символ благословения, в левой —
бич, отгоняющий врагов.
Варахиилу отведена роль
раздатчика вышних благ простым
труженикам, прежде всего
земледельцам. Его изображают с
розовыми цветами.
О семи небесных архангелах говорит
и ветхозаветное предание. Их
древнеиранская параллель — семь
благих духов Аме ша Спента («бессмертных
святых») находит соответствие
мифологии Вед. Это указываем на
индоевропейские истоки учения о
семи архангелах, которое в свою
очередь соотносится древнейшими
представлениями людей о семеричной
структур бытия как божественного,
так и земного.
|
|
|