|
автор
электронной мифологической
энциклопедии Александрова
Анастасия myfhology.narod.ru
Архонты (греч. «начальники»,
«правители»), в христианских
представлениях (особенно
у гностиков) духи-мироправители.
Мысль о том, что земля до
эсхатологической катастрофы
находится во власти
могущественных и таинственных,
враждебных богу и человеку
существ, довольно отчётливо
выражена в канонических
новозаветных книгах:
сатана получает характерное
наименование «архонт этого мира»
(в традиционном переводе — «князь
мира сего», Ио. 12, 31 и др.); речь
идёт о духовной войне верующего
на стороне бога «не против крови
и плоти, но против начальств,
против властей, против
мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных»
(Эфес. 6, 12), о бессилии «ангелов»,
«начал» и «властей»
(«сил») отлучить христианина от
любви божьей (Рим. 8, 38—39; «начала»,
как и «начальства» в Эфес. 6, 12
— это греч лексический вариант
слова «Архонт»). В
ортодоксальной христианской
системе Архонтов безусловно
преданы злу, это вполне
недвусмысленно бесы, слуги
дьявола, как и он сам, они
выступают как антагонисты бога-творца.
Напротив, в гностических
представлениях Архонты
рассматриваются, во-первых, как
существа амбивалентные, власть
которых хотя и должна быть
преодолена «совершенным»
гностиком, но находится с
замыслами бога в очень сложных
отношениях, и, во-вторых, как
творцы материального космоса, а
заодно и нравственного закона
как системы запретов и
заповедей (в этой своей
двуединой роли Архонтов у
гностиков сливаются с Яхве —
богом Ветхого завета). Это
особенно явно в той гностической
системе, которая рассматривает
Ветхий завет как продукт
инспирации со стороны семи
Архонтов (седьмица —
космическое число, ср. также Иран.
Амеша Спента, христ. архангелы),
между которыми поделены как
имена и эпитеты библейского
единого бога, так и имена
ветхозаветных пророков (Иао, т. е.
Яхве, «говорил» через Самуила,
Нафана, Иону и Михея,
Саваоф — через Илию, Иоиля я
Захарию; верховный среди
Архонтов— Иалдаваоф,
рассматриваемый как отец
превзошедшего его Иисуса
Христа,— через Моисея, Иисуса
Навина, Амоса и Аввакума и т. д.). У
офитов (ранняя гностическая
секта) Архонтв имеют отчасти
имена архангелов и зооморфное
обличье; у Михаила лик льва, у
Суриила — быка, у Рафаила — змия,
у Гавриила — орла, у Фавфаваофа
— медведя, у
Ератаофа — пса, у
Фарфаваофа или Оноила («осло-бог»)
— осла; между этой семёркой
Архонтов стихии и народы
поделены по жребию. Верховный
Архонт, отождествляемый также с Абраксасом,
дух космического целого, не
будучи абсолютно злым, пребывал,
однако, в греховном невежестве
относительно существования
бесконечно превосходящего его
абсолютного бога, за которого
принимал самого себя; вывести
его из этого заблуждения призван
его сын, превосходящий его
мудростью и благостью. Иногда,
как в гностической системе
Василида, образ верховного
Архонта раздваивается
на «великого Архонта», царившего
от Адама до Моисея, и «второго
Архонта», даровавшего при Моисее
Закон. |
|
|
|